Завершив в конце апреля 2018 г глубоководную укладку морского участка 1й нитки и части 2й нитки (до отметки 224 км на границе исключительных экономических зон РФ и Турции) МГП Турецкий поток, Pioneering Spirit неожиданно направился в порт приписки Роттердам, куда пришел 17 мая 2018 г.
Это было любопытно, потому что уже через пару месяцев Pioneering Spirit, согласно плану работ, должен был продолжить в 3м квартале 2018 г укладку 2й нитки магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток на глубоководье до побережья Турции в районе поселка Кыйыкей.
Обыватели насторожились, потому что соглашения о сухопутном участке 2й (транзитной) нитки МГП Турецкий поток между РФ и Турцией не было подписано, и остановка глубоководной укладке на границе ИЭЗ ничего хорошего не предвещала.
Некоторые обыватели мрачно предсказывали конец 2й нитке, печально, казалось, навсегда провожая судно - трубоукладчик домой.
Оказалось, что красавец Pioneering Spirit решил не ждать у моря погоды 2 месяца, а поработать на Equinor (ex Statoil).
Не успели бравые морячки отдохнуть в припортовых кабачках г Роттердама, как 27 мая 2018 г судно отправилось в норвежский сектор Северного моря, чтобы установить 22 000 тонную верхнюю часть морской буровой платформы (МБП) на месторождение Johan Sverdrup.
Месторождение расположено в160 км к западу от г Ставангера.
Это был 1й опыт работы по установке платформы для судна Pioneering Spirit, которое является не только трубоукладчиком, но и уникальным грузоподъемным судном с 1 подъемником.
Эту работу спокойно можно записывать в книгу рекордов, потому что ранее на шельфе с помощью 1 подъемника столь тяжелую платформу еще не поднимали.
147-метровую верхнюю часть платформы установили на 8-ногое 110-метровое основание за 3 часа.
Это с учетом маневрирования и тд.
Верхняя часть МБП является 1й из 3х объектов, которые Pioneering Spirit будет устанавливать на Johan Sverdrup в рамках 1й фаза разработки месторождения.
Судно вернется на месторождение весной 2019 г для установки 26 000 т верхних частей технологической платформы ( для подготовки нефти и газа, и, возможно, с райзерным блоком, если не решат ставить его отдельно) и 18 000 т верхних строений платформы Living Quarters (жилой модуль).
А пока с попутным политическим ветром судно идет в Черное море.
Турецко-российская интрига благополучно завершилась 28 мая 2018 г, когда Газпром предоставил ретроактивную скидочку турецким компаниям по газу на 1 млрд долл США, правительство Турции безмятежно подписало разрешающий протокол о сухопутном участке 2й нитки МГП.
Более 70% опрошенных читателей Neftegaz.RU согласны, хоть и с печалью, с необходимостью предоставления этой скидки.
Позже Газпром и Botas заключили соглашение об основных условиях и параметрах строительства этого участка МГП.
Генподрядчик строительства сухопутного участка - совместная проектная компания TurkAkim Gaz Tasima, создаваемая на паритетной основе.
Завершается и интрига по маршруту продолжения 2й нитки для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.
Судя по всему, основным становится вариант МГП Болгария-Сербия.
Газпрому было крайне важно обеспечить поставки из МГП Турецкий поток в Италию транзитом через Грецию, но продавить этот маршрут пока не удалось.
Может быть 3я нитка МГП Турецкий поток пойдет в Италию? Все возможно.
Газпром начал строительство морского участка МГП Турецкий поток в мае 2017 г.
В декабре 2016 г в г Амстердаме South Stream Transport (SST) - дочка Газпрома, экс - оператор МГП Южный поток заключила договор с Allseas - судовладельцем Pioneering Spirit, на строительство 1й нитки морского участка, а в феврале 2017 г - на трубоукладку 2й нитки.
Протяженность морского участка - 930 км.
Протяженность сухопутного участка до границы Турции с сопредельными странами - 180 км.
Обе нитки имеют пропускную мощность 15,75 млрд м3/год газа, но 1я нитка предназначена для внутреннего рынка Турции, а 2я - для удовлетворения растущих потребностей Европы.
Ввод в эксплуатацию 1й нитки ожидается в конце 2019 г.